Конкурс "Учитель года - 2017, эссе"

                                                   Эссе на тему: «Я – учитель».


      Пожалуй, я начну достаточно неожиданно. А именно: скажу прямо и откровенно – у меня никогда не было четко обозначенного желания или устремления, как-либо связанного с педагогической деятельностью, со школой. Учась на историческом факультете, я представлял себя в песках Ирана, раскапывающим древние ассирийские города или корпящего над очередной находкой со стоянки древнего человека, но никак не в кабинете, в котором помимо меня находятся еще два десятка неугомонных подростков. Если о ком-то и можно сказать, что он попал в эту профессию совершенно случайно, то это как раз мой случай. Просто в один прекрасный (действительно прекрасный) момент так сложились обстоятельства и я сказал самому себе: «А почему бы  и нет?»
        И вот, проработав некоторое время, я стал явственно осознавать, что данная профессия таит в себе любопытные трудности, которые не всегда угадываются с первого раза. Вот, например, разочарование. Оно, кстати, рано или поздно настигает и тяжелым грузом придавливает тебя к земле, не стоит этого отрицать. Мы ведь приходим в школу с определенными идеалами и внутренними установками, а здесь они иногда разбиваются вдребезги о стену реальности, как автомобиль на crash test. У каждого разочарованного молодого учителя  причины свои, например, рабочие моменты, сами дети, разумеется, зарплата и все такое прочее. Но что главное в такой ситуации? Главное - это устоять на ногах и не свалиться в первом же раунде, ибо их будет еще очень и очень много. Сохранить в себе разумное, доброе, вечное, иначе со школой  придётся распрощаться и разочароваться уже не в профессии, а в себе, не сумевшем вовремя определить собственного призвания.
     Здесь нам следует уделить внимание, пожалуй, одному из важнейших вопросов, который постоянно поднимается на разных уровнях. «Призвание». Вообще, все разговоры о «призвании» мне видятся слегка притянутыми за уши и вот почему. Если принять все это за чистую монету, то возникает очень простой вопрос – откуда в российских школах такое количество посредственных учителей (а мы знаем, что они там есть) и как они туда попали, скажите на милость, если у них «призвание»?
      Учитель – это прежде всего профессионал. Такой же, как хирург или военный. Безусловно, у вас вдруг может обнаружиться талант к владению скальпелем или ведению сногсшибательно интересных и познавательных уроков, но в том и дело, что он есть далеко не у всех. В остальном это набор определенных накопленных навыков, отточенный годами и опытом интеллект и личное вдохновение. Отрицание этого ведет лишь к искажению самой логики развития цивилизации, в которой процесс передачи знаний от поколения к поколению уже давно чисто «механический», хорошо отлаженный процесс, который не могут поколебать ни ренегаты с талантами, ни бездарности без оных (хотя последние наносят вред).
     Собственно, о каких личных подходах к образованию мы можем говорить, если всех,  как в старые добрые времена пытаются выстроить в линейку. Возьмем, к примеру, историков. Нет в нашей стране предмета более многострадального и обиженного, чем история. Вот и сейчас, по поручению президента (который, разумеется, разбирается в истории именно потому, что президент) нам готовятся выдать полную новую линию учебников. И все бы просто замечательно, но возникает, как минимум, один вопрос. Наша задача, если я не ошибаюсь, в том, чтобы воспитать критически мыслящего человека, умеющего разбираться в фактах и отважно противостоящего тлетворным всяким влияниям, особенно из-за границы. Ну хорошо. Тогда почему в новых учебниках пересказывают старые мифы, ходившие еще при царе Горохе? Я думаю, что открывая свеженький учебник по своему предмету, ты ожидаешь увидеть там не в очередной раз клятую схему Ледового побоища, которого фактически в таком виде никогда не было просто за отсутствием необходимого для утопления числа рыцарей-меченосцев (а воины суздальской «кованной рати» были даже тяжелей, к слову, по сумме доспехов), а что-то более реалистичное. Мы же мыслящих людей собираемся воспитывать или просто солдат? Может, пора допустить до написания таких вещей людей, у которых уровень патриотизма не расходится с чувством реального? Поэтому одним из моих личных принципов и подходов является не какой-то очередной прием на уроке, а честность и объективность. История – точная наука, а то, что нам всегда преподавали в школе – не история, а одобренный набор фактов, увязанных друг с другом. Только ради того, чтобы говорить: «Давайте сравним, что нашли вы, с тем, что написано в тексте параграфа и проанализируем», - стоит продолжать работать.
И вот перед нами уже во весь рост встает вопрос о роли педагога. О его «миссии»?.. Подождите-ка. Нет, если говорить о современном учителе, то он, скажем, чаще всего не является примером для подражания, как это могло быть раньше. Хотя нам постоянно напоминают о том, что чем-то таким мы якобы являемся - на самом деле это не совсем так.
Когда нам говорят: «Будьте примером», возникает вопрос, как это вообще воспринимать? Скажем, такие понятия, как «доброта», «справедливость» и так далее достаточно абстрактны, на самом-то деле, и очень сильно варьируются от человека к человеку. Люди же не одинаковые, в конце концов. Тогда нам что, стоит притворяться, чтобы быть похожими на какой-то идеал? Все это может показаться софистикой.
На мой взгляд, быть примером - это как раз быть таким, какой ты есть, без прикрас. Взрослые, которые освоили ФГОС и хорошо умеют лицемерить друг перед другом, быстро забывают с высоты своего жизненного опыта, что дети (даже самые безнадежные) остро чувствуют фальшь и несоответствие. Да ваши же глаза вас выдадут, господа. Трудно это все. Ведь перед детьми хочется натянуть на себя самую красивую и приятную маску, поиграть в Дон Кихота от образования, так сказать. Ну вот они и смотрят на вас, как на идальго. Уж поверьте. Такая хитрость убивает доверие между целыми поколениями. Кажется, более действенными являются естественное поведение, жизненный юмор и искренний интерес к тому, чем дети увлекаются. И никаких «неправильных»  склонностей и увлечений: вы должны помнить, что вполне можете оказаться просто отстающим от жизни куском дерева, калечащим чью-то психику.
Сразу же вспоминается ряд интересных фильмов, поднимающих эту тему. Скажем, потрясающий кино-роман «Общество мертвых поэтов», в котором виртуозно показывается жизнь учеников элитной школы. Где в старое, закоснелое, максимально консервативное и чопорное сообщество учителей попадает новый, молодой преподаватель литературы, становящийся для мальчиков-подростков своего рода и наставником, и другом. Он показывает им, что такое наслаждение стихами – «когда поэзия капала с наших ртов», упоение поэзией, а заодно и самой окружающей жизнью.
Просто смиритесь, что роль учителя в современном новом мире информации стремительно меняется. Если быть точным, то постепенно умаляется, как и роль любого другого долго живущего консервативного института общества. Совсем наоборот обстоят дела в Финляндии и странах Скандинавии, в которых образование идет по пути упрощения работы учителя и при этом невероятном повышении престижа этой профессии – стать там педагогом не так просто, слишком велика конкуренция.
Медленно, но верно, каждый сам начинает решать, что, как и от кого он хочет узнать. Если раньше учитель был инструментом формирования мировоззрения (ах, помните эту замечательную сцену из довоенной экранизации «На Западном фронте без перемен») и кое-где таковым и пытается оставаться, то теперь все идет просто к источнику информации. Но даже с этой функцией скоро лучше будет справляться Сеть и прочие источники знаний, ибо человек часто пытается уйти в крайности и навязать свою точку зрения, а не заставить ребенка выработать свою. Тогда какой от него вообще толк?
И вот на фоне этого мы обращаемся к нашему образованию, которое не успевает, скажем откровенно, запрыгнуть на ступеньку уходящего поезда «школа, век XXI».  
Почему? Ведь столько попыток сделано за последние годы на государственном уровне для возрождения новой школы, нового учителя?
На мой взгляд, во-первых, у нас прямо-таки огромные трудности в обновлении преподавательского состава, а то, как этот состав, прибывающий в школы, обучается и по каким учебникам, практикам, заставляет слегка грустить. Вывод:  просто так молодые люди в школу работать не пойдут,  и дело здесь не только в размере зарплаты. Необходимо внимательно изучать опыт передовых стран и думать, не как его «передрать», а как сделать так, чтобы на нашей почве подобные новшества также приживались.
Во-вторых, очевидно  падение общего интеллектуального уровня населения, в том числе и детей, идущих в школу. Зато такие люди быстрее усваивают определенные стереотипы мышления и поведения, что кардинально сказывается на будущем нации в целом. Не умеют проверять информацию, не умеют ее искать. Им можно говорить все, что угодно.
В-третьих, из-за  попыток государства вмешиваться в образование не со стороны материального обеспечения и общего руководства, а буквально в голову учителя и ученика. Особенно умиляют попытки это делать через учебники истории, обществознания и литературы. Казалось бы, пора понять, что подобный подход в наше время вызывает у адекватных людей только глухое раздражение и желание сопротивления, ан нет – до кого-то до сих пор не доходит.
В-четвёртых,  российское образование, несмотря на все выдумки, удаляется от мировых его лидеров, которые давно и прочно практикуют иные подходы, дающие впечатляющие результаты. В РФ почему-то до сих пор считают, что чем больше у учителя работы и заботы – тем больших успехов добьется образование. Процент «выгорания» как бы говорит нам обратное, но кого это волнует.
Ну и самое очевидное – не считают эту профессию в России престижной и достойной, уважают отдельных ее авторитетных представителей (которые часто находятся в любимчиках и у учеников), но не весь корпус учителей. Причины можно искать долго и упорно, пока мы не будем ломать всю систему сверху донизу, так ничего и не поменяется.
И еще один интересный вопрос – почему в школах нет действительно актуальных клубов для детей? Клуб ролевых настольных игр, клуб любителей выдуманных вселенных и фантастики, клуб любителей рисовать мангу и тому подобного? Как-то странно взрослые в Минобре представляют себе современного школьника и странно представляют себе слово «занятость», из-за которой страдают опять же учителя. А между тем, для организации подобных занятий есть условия в образовательных учреждениях. Скажем, мне удалось в собственной школе организовать такой «клуб» по настольным RPG, в котором с удовольствием приняли участие старшеклассники. И пока такая игра идет, участники и проявляют актерские способности, и фантазию развивают, и учатся работать в команде, договариваться и продумывать свои действия. Такие игры очень хороши для интеллектуального развития. А самое главное, все строится на собственном энтузиазме детей.

Итак, мы на последнем издыхании. Прежние учителя со спокойной душой уходят на пенсию или с неспокойной душой продолжают работать, ибо понимают, что заменять их никто особенно не стремится. Молодые учителя предпочитают идти в бизнес, да. Кто-то остается в школе. Будем рады, если это хорошие и талантливые люди. Но их все-таки мало и ситуация кренится в сторону постепенного ухудшения. И все это на фоне откровенного непонимания наверху, что со всем этим делать. Лихорадочность действий (начиная со введения ЕГЭ в 2007 году, под раздачу которого мы попали самые первые – и надо сказать, без всякой подготовки вообще) на это явно указывает. Пора повернуться к будущему лицом, что-то из советской практики взять с собой, а с чем-то расстаться навсегда. 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения