Мои публикации

Эссе
Как воспитать доброго человека

Действительно – как же воспитать «доброго человека»? Возможно ли это сделать? И если да, то какие усилия мы, учителя, должные воплощать в себе образ мудрого наставника, обязаны прилагать к данному процессу?
Прежде чем говорить о личности  учителя, давайте-ка вспомним, с чего начинается наш человек. А начинается любой человек с семьи. Именно там будущий «добрый» человек получает начальные навыки социализации, общается со своим ближайшим окружением и получает первые кирпичики в высокую величественную (или не очень) стену, имя которой личность. И вот уже от того, какого качества будет этот строительный материал, какую подготовку самые близкие люди проведут перед появлением изначально чуждого ребенку человека – учителя, зависит очень многое.
Какова же современная семья? Мы все прекрасно знаем об этих проблемах – значительная часть людей заводит детей в тот момент, когда просто не готова к этому. Молодые, не имеющие жизненного опыта, многие и нормального образования даже в школе не получившие, фактически сами еще являющиеся детьми, вдруг заводят собственного ребенка. Мы не будем говорить, что их к этому подталкивает, но факт: такие новоиспеченные родители мало что могут дать своему чаду как в плане подготовки к школе, так и в области нравственного воспитания. И вот с такой ситуацией, когда начинать надо бы с нуля именно учителю, сталкиваются в школе.
Опять же, очевидно, что в каждом развитом государстве правительство прилагает все усилия для развития той отрасли духовной жизни, без которой любой народ в целом и любой человек в частности беднеют морально и интеллектуально, а именно - книжной отрасли. Если сравнить количество букинистических магазинов в Москве и каком-нибудь Париже, то сравнение выйдет явно не в пользу первой – десяток книжных лавок против нескольких сотен. А ведь образование человеку дают не только в стенах школы или университета, значительная часть жизни думающего человека – это самообразование и самопросвещение. В книгах люди испокон веков ищут и находят ответы на свои вопросы о жизни и смерти, любви, дружбе. И конечно же, многие авторы сами пытались понять – кто же это такой, «хороший человек». Разумеется, литература вместе с образованностью дает нам и некие моральные установки.
А теперь давайте подумаем о том, что воспитание «хорошего человека», как мы уже говорили, начинается не в школе и не должно заканчиваться после звонка с урока. В идеале ребенку должно прививать любовь к чтению с самых ранних лет, чтобы преподаватель уже работал, так сказать, с податливым и заинтересованным маленьким гражданином.
И вот тут-то перед нами встают в полный рост огромные проблемы. Например, поддержка со стороны государства такого культурного явления, как современная детская литература, закончилась вместе с распадом СССР, в котором этому вопросу уделяли огромное внимание (хоть и с перегибами в идеологию, но все-таки) и не планирует возобновляться ни под каким видом. Это выглядит вдвойне абсурдным, учитывая, что талантливые молодые авторы у нас вполне себе имеются, выставки соответствующего содержания, конференции и прочие мероприятия старательно проводятся, но дальше эти процессы – в школы, например, просто не распространяются. Да ладно бы школы, у нас дефицит книжных магазинов, а в них дефицит детской литературы, которая еще и стоимость имеет вполне себе взрослую. И как же тогда быть, на что нам опираться? У старших поколений были свои герои – и я сейчас говорю вовсе не об идеализированных и слишком  безупречных пионерах, поминутно отдающих свою жизнь за некую Родину. Я имею в виду всем давно полюбившихся героев «Таинственного острова», «Кортика» и «Бронзовой птицы», «Приключений Тома Сойера» и многих других . Почему они были такими притягательными для бесчисленных поколений мальчишек и девчонок? Может быть,  как раз из-за своей реалистичности, почти осязаемости? Не казалось ли вам, что Мишка живет в соседнем дворе и именно там и происходят все головокружительные приключения. Не тогда ли, когда вы взахлеб читали все эти истории, вам приходили в голову мысли: «Эх, мне бы такого друга!» или «Эх, хотел бы я быть таким же, как…». Помните? А теперь подумайте, что делать современным детям. Кое-кто из них читает те же книги, и они им в целом могут даже понравиться, но ведь очевидно, что между поколениями катастрофическая пропасть образовалась, ее надо как-то преодолевать – а для этого и нужна новая детская и юношеская литература, свежая кровь. Современные дети слишком современные и им необходимо что-то другое, а проблема в том, что никто не знает, что конкретно, ведь у государства нет никакого плана для развития соответствующих направлений. Ну, кроме внезапно вышедшего на первый план патриотизма и доставания из сундука старых подзабытых героев, которые новой поросли детей, как минимум,  безразличны, ибо не отвечают их запросам, не помогают им формировать свою нравственную картину. Помню, мы все – огромное поколение – выросли на книгах, о ужас, иностранного талантливого автора Джоан Роулинг и ее цикла о юном волшебнике Гарри Поттере. И почти каждый из нас с теплом и светлыми чувствами вспоминает о приключениях этого мальчика, ценившего искреннюю дружбу, добро, бывшего скромным и застенчивым, не- смотря на свое фантастическое богатство. Кстати, сейчас попытки некоторых религиозных и общественных сил выставить эту историю чуть ли не пропагандой сатанизма, кроме как откровенной глупостью не выглядят. Многие тысячи добрых людей, выросшие на ней, гарантируют это.
Не менее важный элемент в цепочке ребенок – хороший человек, конечно же, учитель. А вот вообразите себе, как писал Дзозеф Хеллер, картину:  в некой стране учителя в школах, вместо того, чтобы с любовью к делу заниматься ответственным и целенаправленным воспитанием «хорошего человека»,  вынуждены, к своему стыду и печали, заниматься вопросами выживания а) от зарплаты до зарплаты и б) под ворохом разных бумаг и проверок. Уже довольно давно известно даже самым дремучим представителям хомо сапиенс сапиенс – если человека держать в постоянном стрессе, в результате которого его голову будут терзать самые тяжелые и дремучие вопросы бренности его бытия и бесполезности усилий, то иметь бы будем самое банальное «профессиональное выгорание», а не воспитание «хорошего человека». Жутковатая картинка, не правда ли, но ведь она нам кое-что напоминает. Не знаю, быть может,  чиновникам в нашей стране неведома такая штука в западной науке, как пирамида потребностей Маслоу, но она достаточно ясно показывает – если материальные потребности личности более или менее удовлетворены и ей не приходиться беспокоиться о подобных вещах, тогда у нее появляются сильные мотивы к духовному и культурному совершенствованию и переносу этих вещей на окружающих личность людей – потребность облагодетельствовать и осчастливить кого-то еще становится очень сильной. Вещи самоочевидные, но почему-то игнорируемые. И что самое печальное, каждое поколение учителей несет в себе частичку мировоззрения и моральных принципов тех  ребят, которые идут в школы,  и вполне могли бы находить с ними общий язык и делать много добрых и полезных вещей, но нет у нас такого ресурса свежих педагогических кадров, никто не хочет погибать в бурных волнах бюрократического океана, поглотившего образование. Пропасть растет.
Жил-был во Франции такой замечательный во всех отношениях мыслитель и философ Мишель Фуко. И вот он вполне решительно утверждал, что школа, наряду с другими государственными учреждениями, являет в современном своем виде самый настоящий репрессивный аппарат наряду с судом и тюрьмой. Не слишком лестное сравнение. Было это еще в 70-80х гг. XX века и тогда соответствующие заведения Франции действительно подходили под это определение – чего греха таить, это можно было сказать почти обо всех школах мира, в какой-то степени. И что же сделала Европа для того, чтобы изменить ситуацию, какие шаги были сделаны навстречу ученикам?
Во-первых, изменился, демократизировался сам учебный процесс, в ходе которого постепенно отходит на второй план поурочная система и дисциплина, а на смену спешат семинарские занятие в форме свободной беседы с небольшими по количеству учеников классами для облегчения задачи преподавателя (у которого, стоит заметить, есть помощники – как минимум, один), дистанционные способы получения знаний и прочие вещи. Как вы думаете, в какой ситуации шансы донести до ребенка, кто такой «хороший человек» достаточно велики?
Во-вторых, для того, чтобы заманить в школу инициативных, умных и творческих молодых людей, предпринимаются конкретные и успешные шаги по утверждению в обществе престижности профессии учителя. Но нет, никто в Западной Европе не рассказывает преподавателям, что они непременно выполняют долг и великую миссию, им просто хорошо платят и предоставляют комфортные в психологическом плане условия работы, что и гарантирует успех тамошнему образованию, занимающему лидирующие позиции в стремительном XXI веке.
В-третьих, школы сейчас на всей планете в наименьшей степени хотят ассоциироваться с чиновничеством, затхлостью и застоем. Чем дружелюбнее атмосфера, тем лучше.
А вот еще один, с моей точки зрения, важнейший момент в воспитании. Актуальная клубная деятельность. Ведь в российских школах она отсутствует от слова совсем – нет условий. Нет самостоятельности. За границей вполне обычна ситуация, когда ребята без контроля педагога, получив разрешение директора, организуют клуб по интересам в спектре от «фанаты приставки SEGA» до «Синемахолики» с просмотром и обсуждение свежих и классических кинофильмов в узком кругу и все это происходит в школе без отчетов и прочих подобных вещей. Самый мощный эффект от этого – положительные эмоции от общения с единомышленниками, с учителями, которые сами бывают активными участниками клубов (хочу подчеркнуть – не перманентно курируют и не кружат вокруг, аки Церберы, а именно выступают старшими и полноправными членами клуба). А отдача очень мощная – дети видят, что взрослые не собираются в очередной раз внушать им какие-то истины и нравственные парадигмы, а видят в них подрастающих интересных личностей, доверяют им. А добрый человек – это тот, кто умеет довериться и кому доверяют. Сейчас же они видят другое – учителя с мрачной безысходностью пытаются внушить им какие-то чуждые интересы и увлечения, которые чиновники наверху, видимо, считают очень нужными, актуальными и привлекательными. Для всех детей поголовно.
И наконец, самый важный для меня, как учителя вопрос. А кто такой этот «добрый человек»? Какой смысл мы в эти слова вкладываем? Не самая простая в мире дилемма,  если вспомнить слова героя одной истории: «Добрый человек в современном мире, да и в любые другие времена – это удобный человек, удобный исключительно для тебя и для законченного круга людей, другими словами, исключительно полезный. Если такой человек перестает быть для окружающих полезным, то и «хорошим» быть уже не может. Вообще, нельзя быть хорошим сразу для всех». Так что я, в своем субъективном мировоззрении сильно сомневаюсь, что школа способна как фабрика выпускать хороших людей. Она способна выпускать большое количество умных, самостоятельных, с чувством собственного достоинства и пониманием своей значимости и гражданских свобод отдельной личности в рамках государства людей, которые сами в состоянии сформулировать для себя, что есть такое Зло или Добро, как поступать в том или ином случае, как стать хорошим, как минимум,  для свих близких человеком. Школа – это не завод, на который поступает заказ и мы не работаем с глиной, которой придаем идеальную форму. Здесь не поможет строгое лицо – разве что даст тишину на уроке. Мы лишь помогаем нащупать, найти в тумане будущего этакую нить Ариадны, а пойдет ли юный Тезей на битву с трудностями или предпочтет сидеть и ждать, когда его настигнет сама жизнь, растерявшегося и неготового к такому повороту событий, от нас не зависит. Ни от кого не зависит, кроме самого ребенка. Хотите получить на выходе доброго и сострадательного человека? Покажите в лице себя образец человеколюбия. А пока дети в наших школах это скорее неодушевленные цифры в отчетах.



Комментарии

Популярные сообщения