Мои публикации
Эссе
Как воспитать доброго человека
Действительно – как же воспитать «доброго человека»? Возможно ли это
сделать? И если да, то какие усилия мы, учителя, должные воплощать в себе образ
мудрого наставника, обязаны прилагать к данному процессу?
Прежде чем говорить о личности учителя, давайте-ка вспомним, с чего
начинается наш человек. А начинается любой человек с семьи. Именно там будущий
«добрый» человек получает начальные навыки социализации, общается со своим
ближайшим окружением и получает первые кирпичики в высокую величественную (или
не очень) стену, имя которой личность. И вот уже от того, какого качества будет
этот строительный материал, какую подготовку самые близкие люди проведут перед
появлением изначально чуждого ребенку человека – учителя, зависит очень многое.
Какова же современная семья? Мы все прекрасно знаем об этих проблемах –
значительная часть людей заводит детей в тот момент, когда просто не готова к
этому. Молодые, не имеющие жизненного опыта, многие и нормального образования
даже в школе не получившие, фактически сами еще являющиеся детьми, вдруг
заводят собственного ребенка. Мы не будем говорить, что их к этому
подталкивает, но факт: такие новоиспеченные родители мало что могут дать своему
чаду как в плане подготовки к школе, так и в области нравственного воспитания.
И вот с такой ситуацией, когда начинать надо бы с нуля именно учителю,
сталкиваются в школе.
Опять же, очевидно, что в каждом развитом государстве правительство
прилагает все усилия для развития той отрасли духовной жизни, без которой любой
народ в целом и любой человек в частности беднеют морально и интеллектуально, а
именно - книжной отрасли. Если сравнить количество букинистических магазинов в
Москве и каком-нибудь Париже, то сравнение выйдет явно не в пользу первой –
десяток книжных лавок против нескольких сотен. А ведь образование человеку дают
не только в стенах школы или университета, значительная часть жизни думающего
человека – это самообразование и самопросвещение. В книгах люди испокон веков
ищут и находят ответы на свои вопросы о жизни и смерти, любви, дружбе. И
конечно же, многие авторы сами пытались понять – кто же это такой, «хороший
человек». Разумеется, литература вместе с образованностью дает нам и некие
моральные установки.
А теперь давайте подумаем о том, что воспитание «хорошего человека»,
как мы уже говорили, начинается не в школе и не должно заканчиваться после звонка
с урока. В идеале ребенку должно прививать любовь к чтению с самых ранних лет,
чтобы преподаватель уже работал, так сказать, с податливым и заинтересованным
маленьким гражданином.
И вот тут-то перед нами встают в полный рост огромные проблемы.
Например, поддержка со стороны государства такого культурного явления, как
современная детская литература, закончилась вместе с распадом СССР, в котором
этому вопросу уделяли огромное внимание (хоть и с перегибами в идеологию, но
все-таки) и не планирует возобновляться ни под каким видом. Это выглядит
вдвойне абсурдным, учитывая, что талантливые молодые авторы у нас вполне себе
имеются, выставки соответствующего содержания, конференции и прочие мероприятия
старательно проводятся, но дальше эти процессы – в школы, например, просто не
распространяются. Да ладно бы школы, у нас дефицит книжных магазинов, а в них
дефицит детской литературы, которая еще и стоимость имеет вполне себе взрослую.
И как же тогда быть, на что нам опираться? У старших поколений были свои герои
– и я сейчас говорю вовсе не об идеализированных и слишком безупречных пионерах, поминутно отдающих свою
жизнь за некую Родину. Я имею в виду всем давно полюбившихся героев
«Таинственного острова», «Кортика» и «Бронзовой птицы», «Приключений Тома
Сойера» и многих других . Почему они были такими притягательными для
бесчисленных поколений мальчишек и девчонок? Может быть, как раз из-за своей реалистичности, почти
осязаемости? Не казалось ли вам, что Мишка живет в соседнем дворе и именно там
и происходят все головокружительные приключения. Не тогда ли, когда вы взахлеб
читали все эти истории, вам приходили в голову мысли: «Эх, мне бы такого друга!»
или «Эх, хотел бы я быть таким же, как…». Помните? А теперь подумайте, что
делать современным детям. Кое-кто из них читает те же книги, и они им в целом
могут даже понравиться, но ведь очевидно, что между поколениями
катастрофическая пропасть образовалась, ее надо как-то преодолевать – а для
этого и нужна новая детская и юношеская литература, свежая кровь. Современные
дети слишком современные и им необходимо что-то другое, а проблема в том, что
никто не знает, что конкретно, ведь у государства нет никакого плана для
развития соответствующих направлений. Ну, кроме внезапно вышедшего на первый
план патриотизма и доставания из сундука старых подзабытых героев, которые
новой поросли детей, как минимум, безразличны, ибо не отвечают их запросам, не
помогают им формировать свою нравственную картину. Помню, мы все – огромное
поколение – выросли на книгах, о ужас, иностранного талантливого автора Джоан
Роулинг и ее цикла о юном волшебнике Гарри Поттере. И почти каждый из нас с
теплом и светлыми чувствами вспоминает о приключениях этого мальчика, ценившего
искреннюю дружбу, добро, бывшего скромным и застенчивым, не- смотря на свое
фантастическое богатство. Кстати, сейчас попытки некоторых религиозных и
общественных сил выставить эту историю чуть ли не пропагандой сатанизма, кроме
как откровенной глупостью не выглядят. Многие тысячи добрых людей, выросшие на
ней, гарантируют это.
Не менее важный элемент в цепочке ребенок – хороший человек, конечно
же, учитель. А вот вообразите себе, как писал Дзозеф Хеллер, картину: в некой стране учителя в школах, вместо того,
чтобы с любовью к делу заниматься ответственным и целенаправленным воспитанием
«хорошего человека», вынуждены, к своему
стыду и печали, заниматься вопросами выживания а) от зарплаты до зарплаты и б)
под ворохом разных бумаг и проверок. Уже довольно давно известно даже самым
дремучим представителям хомо сапиенс сапиенс – если человека держать в
постоянном стрессе, в результате которого его голову будут терзать самые
тяжелые и дремучие вопросы бренности его бытия и бесполезности усилий, то иметь
бы будем самое банальное «профессиональное выгорание», а не воспитание
«хорошего человека». Жутковатая картинка, не правда ли, но ведь она нам кое-что
напоминает. Не знаю, быть может, чиновникам в нашей стране неведома такая штука
в западной науке, как пирамида потребностей Маслоу, но она достаточно ясно
показывает – если материальные потребности личности более или менее
удовлетворены и ей не приходиться беспокоиться о подобных вещах, тогда у нее
появляются сильные мотивы к духовному и культурному совершенствованию и
переносу этих вещей на окружающих личность людей – потребность
облагодетельствовать и осчастливить кого-то еще становится очень сильной. Вещи
самоочевидные, но почему-то игнорируемые. И что самое печальное, каждое
поколение учителей несет в себе частичку мировоззрения и моральных принципов
тех ребят, которые идут в школы, и вполне могли бы находить с ними общий язык и
делать много добрых и полезных вещей, но нет у нас такого ресурса свежих
педагогических кадров, никто не хочет погибать в бурных волнах бюрократического
океана, поглотившего образование. Пропасть растет.
Жил-был во Франции такой замечательный во всех отношениях мыслитель и философ
Мишель Фуко. И вот он вполне решительно утверждал, что школа, наряду с другими
государственными учреждениями, являет в современном своем виде самый настоящий
репрессивный аппарат наряду с судом и тюрьмой. Не слишком лестное сравнение.
Было это еще в 70-80х гг. XX
века и тогда соответствующие заведения Франции действительно подходили под это
определение – чего греха таить, это можно было сказать почти обо всех школах
мира, в какой-то степени. И что же сделала Европа для того, чтобы изменить
ситуацию, какие шаги были сделаны навстречу ученикам?
Во-первых, изменился, демократизировался сам учебный процесс, в ходе
которого постепенно отходит на второй план поурочная система и дисциплина, а на
смену спешат семинарские занятие в форме свободной беседы с небольшими по
количеству учеников классами для облегчения задачи преподавателя (у которого,
стоит заметить, есть помощники – как минимум, один), дистанционные способы
получения знаний и прочие вещи. Как вы думаете, в какой ситуации шансы донести
до ребенка, кто такой «хороший человек» достаточно велики?
Во-вторых, для того, чтобы заманить в школу инициативных, умных и
творческих молодых людей, предпринимаются конкретные и успешные шаги по
утверждению в обществе престижности профессии учителя. Но нет, никто в Западной
Европе не рассказывает преподавателям, что они непременно выполняют долг и
великую миссию, им просто хорошо платят и предоставляют комфортные в
психологическом плане условия работы, что и гарантирует успех тамошнему
образованию, занимающему лидирующие позиции в стремительном XXI веке.
В-третьих, школы сейчас на всей планете в наименьшей степени хотят
ассоциироваться с чиновничеством, затхлостью и застоем. Чем дружелюбнее
атмосфера, тем лучше.
А вот еще один, с моей точки зрения, важнейший момент в воспитании.
Актуальная клубная деятельность. Ведь в российских школах она отсутствует от
слова совсем – нет условий. Нет самостоятельности. За границей вполне обычна
ситуация, когда ребята без контроля педагога, получив разрешение директора,
организуют клуб по интересам в спектре от «фанаты приставки SEGA» до «Синемахолики» с просмотром и
обсуждение свежих и классических кинофильмов в узком кругу и все это происходит
в школе без отчетов и прочих подобных вещей. Самый мощный эффект от этого –
положительные эмоции от общения с единомышленниками, с учителями, которые сами
бывают активными участниками клубов (хочу подчеркнуть – не перманентно курируют
и не кружат вокруг, аки Церберы, а именно выступают старшими и полноправными
членами клуба). А отдача очень мощная – дети видят, что взрослые не собираются
в очередной раз внушать им какие-то истины и нравственные парадигмы, а видят в
них подрастающих интересных личностей, доверяют им. А добрый человек – это тот,
кто умеет довериться и кому доверяют. Сейчас же они видят другое – учителя с
мрачной безысходностью пытаются внушить им какие-то чуждые интересы и
увлечения, которые чиновники наверху, видимо, считают очень нужными,
актуальными и привлекательными. Для всех детей поголовно.
И наконец, самый важный для меня, как учителя вопрос. А кто такой этот
«добрый человек»? Какой смысл мы в эти слова вкладываем? Не самая простая в
мире дилемма, если вспомнить слова героя
одной истории: «Добрый человек в современном мире, да и в любые другие времена –
это удобный человек, удобный исключительно для тебя и для законченного круга
людей, другими словами, исключительно полезный. Если такой человек перестает
быть для окружающих полезным, то и «хорошим» быть уже не может. Вообще, нельзя
быть хорошим сразу для всех». Так что я, в своем субъективном мировоззрении
сильно сомневаюсь, что школа способна как фабрика выпускать хороших людей. Она
способна выпускать большое количество умных, самостоятельных, с чувством
собственного достоинства и пониманием своей значимости и гражданских свобод отдельной
личности в рамках государства людей, которые сами в состоянии сформулировать
для себя, что есть такое Зло или Добро, как поступать в том или ином случае,
как стать хорошим, как минимум, для свих
близких человеком. Школа – это не завод, на который поступает заказ и мы не
работаем с глиной, которой придаем идеальную форму. Здесь не поможет строгое
лицо – разве что даст тишину на уроке. Мы лишь помогаем нащупать, найти в
тумане будущего этакую нить Ариадны, а пойдет ли юный Тезей на битву с
трудностями или предпочтет сидеть и ждать, когда его настигнет сама жизнь,
растерявшегося и неготового к такому повороту событий, от нас не зависит. Ни от
кого не зависит, кроме самого ребенка. Хотите получить на выходе доброго и
сострадательного человека? Покажите в лице себя образец человеколюбия. А пока
дети в наших школах это скорее неодушевленные цифры в отчетах.
Комментарии
Отправить комментарий